Проблема общественного прогресса.
Презентация: Проблема общественного прогресса.
ЭВОЛЮЦИЯ
Одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
Основные противоречия прогресса:
Характерные черты: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.
РЕВОЛЮЦИЯ
РЕВОЛЮЦИЯ
Одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
Основные черты: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.
РЕФОРМЫ- субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.
РЕГРЕСС — тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, изменения к худшему; противоположность прогрессу.
ПРОГРЕСС-движение от низшего к высшему.
РЕГРЕСС — тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, изменения к худшему; противоположность прогрессу.
Основные противоречия прогресса:
- Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъёмы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
- Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
- Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общетва.
- Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
Критерии общественного прогресса:
- До XVII-XVIII вв.- рост науки и разума.
- И. Кант- замена деспотизма природы диктатом разума.
- Философы XIX в.- нравственность в тех или иных её формах.
- К. Маркс- свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
- Современная обществоведческая мысль- качество жизни.
В Библейской священной истории, изложенной в форме религиозных символов, образов и сюжетов, идея регресса и прогресса связана с описанием божественного сотворения мира и человека, блаженного состояния первых людей, их грехопадения, выпадения в земную “смертную”, “трудовую” историю (с обещанием будущего избавления) . В Новом Завете идея прогресса связывается с рождением, жизнью, деятельностью, смертью, воскресением и вознесением Иисуса Христа, как символического прообраза будущей судьбы человечества — концом земной, смертной жизни и возвращением в жизнь вечную, духовную, “царство небесное”.
В Новое время идея прогресса связана с процессом становления исторического взгляда на развитие общества, нашедшего свое воплощение в трудах философов, историков XVIII в. (Вольтер, Д. Вико, И. Г. Гердер) . Однако наиболее глубокое и яркое воплощение идея прогресса в Новое время нашла в трудах немецкого философа конца XVIII — первой трети XIX в. Ф. Гегеля, а также в трудах немецких философов XIX в. К. Маркса и Ф. Энгельса.
Идея прогресса связана в философии Гегеля с главным отличием человека от животного — наличием мышления, разума. В силу этого в основе исторического прогресса, с точки зрения Гегеля, лежит развитие разума, его переход из внутреннего мира природы во всемирную историю. При этом главной формой реализации является государство, а конечной целью — осознание свободы. Эти два фактора (государство и свобода) , их взаимосвязь, развитие и определяют исторический прогресс, “шествие” всемирной истории от Китая, Индии, Персии, Греции, Рима в Германию, а также уровень развития отдельных стран и народов, сохранение одних (Китай, Индия) и гибель других (Персия, греческий мир) . Соотношение государства и свободы — это, по убеждению Гегеля, критерий, стержень прогрессивного развития различных стран и народов. При этом в понимании направленности исторического прогресса Гегель занимает позицию европоцентризма, ибо всемирная история, по его мнению, развивается с Востока на Запад, находя свое завершение в немецкой государственности, философии, поэзии и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий